суббота, 29 октября 2022 г.

Дипломное проектирование: бессмысленное и беспощадное.

 

Уважаемые коллеги. Ниже будет не рекламная статья и вообще речь пойдёт не о работе непосредственно.


Работая в #cirspb я организовал прохождение преддипломной практики курсантами Балтийской Государственной Академии в своём филиале. Об этом я когда-нибудь расскажу отдельно.

Статья написана для моей странички в LinkedIn

В этом году я решил пойти ещё дальше - разработал список тем выпускных квалификационных работ и предложил нескольким ВУЗам программу поддержки дипломного проектирования. Вкратце идея программы: выпускник выполняет дипломную работу на технической базе предприятия, под руководством одного из сотрудников компании (назначающегося как руководитель ВКР), пользуясь всеми доступными ресурсами предприятия.


И вот тут хочу сделать отступление, которое чуть ли не важнее, чем весь текст.
Тем, что большинство специалистов в сфере судоходства и морской техники недовольны качеством современного профильного обучения никого не удивишь. Но я был просто в ужасе, прочитав список тем, которые даёт Радиотехнический факультет в качестве тем для ВКР. Это были бесполезные, абсолютно неприменимые на практике и далёкие от современных реалий изыскания.

Причина такого непрофессионализма мне понятна: руководство дипломным проектированием требует от преподавателя немногим меньше усилий, чем непосредственно от курсанта-дипломника. И – чтоб не брать на себя лишнюю нагрузку – многие преподаватели из года в год дают по-сути одни и те же темы, меняя в них лишь формулировки и некоторые исходные данные, чтобы без лишних усилий воспользоваться скопившимися наработками.

Именно поэтому я постарался разработать такие темы, реализации которых можно было бы реально применить на практике, пусть даже не на серийном производстве, но – как минимум – в условиях сервисной мастерской или отдельных проектов. Список тем с комментариями я передал руководству факультета, чтоб их опубликовали вместе с темами, которые предоставляет академия.

Сначала ничего не получилось. В назначенный срок мне сообщили, что мои темы никто не выбрал. «Видимо, слишком сложные». Позже, правда, до меня дошёл слух, что курсантам указали выбирать только темы преподавателей, а мои темы предложили заочникам. Не ручаюсь за достоверность этой истории, но такое решение было бы абсурдным. Разработка ВКР на основе предложенной мною темы предполагала «полное погружение» - с плотным графиком лабораторных исследований на базе нашей компании и проработку огромного количества материала. Конечно – курсанты-заочники, взрослые, трудоустроенные люди не смогут позволить себе такое времяпровождение.

Тем не менее – благодаря непредвиденному обстоятельству – одну из моих  тем всё же взял в работу один из курсантов. И – опять же – из-а того самого обстоятельства на проработку столь сложной и глубокой темы у него было вместо положенных 6 месяцев всего 2 с небольшим.
Я поначалу хотел, но затем передумал описывать в этой заметке саму тему ВКР. Это слишком объёмно, однако – если кого-либо заинтересует – я готов посвятить этому отдельную заметку.
Таким образом я стал руководителем дипломной работы.

Работа получилась плотной, сложной и интересной. На удивление курант, не характеризовавшийся преподавателем как особенно способный, проявил немалые способности и к окончанию работы продвинулся в теме гораздо дальше, чем я сам. Диплом был защищён успешно, правда, отличную оценку не получил из-за слабой презентации. Что ж, не всем дано. После выпускнику предложено трудоустройство в нашей компании, где он сможет продолжить внедрить свою разработку.

Какой вывод из этого я хочу сделать, ради чего эта статья?

Придя на защиту и слушая других выпускников, я ещё раз убедился в том, о чём писал ранее – абсолютное большинство выпускных работ нынешних курсантов никогда не найдут применения. И эту систему надо менять. Как менять? ДА вот вам способ. Достаточно было бы техническим вузам обратиться к нескольким успешным предприятиям с запросом рекомендаций, и список тем был бы собран на годы вперёд.

Искренне надеюсь, что мой пример мотивирует других людей, заинтересованных в развитии своей специальности и формировании кадрового резерва. Надеюсь, что будет появляться больше людей, которые будут не только критиковать, но и действовать. Но особенно хотелось бы, чтобы поколение преподавателей, начавших свою практику в 70-х и по сей день не меняющих методик обучения, поскорее сменилось молодыми, активными и компетентными кадрами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий